Детское
здравоохранение

г.Междуреченск



Новое на сайте

Информация для родителей
Как избавиться от чувства вины перед ребенком
26.11.2016, 22:08:27

Вы спрашивали
Отказ в проведении анализа на коклюш
24.10.2016, 12:09:32

Статьи
Ещё раз о талантах и гениях
14.09.2015, 10:32:15


Личный сайт психоаналитика

МБУЗ Центральная городская больница г.Междуреченска

Государственные и муниципальные услуги в электронном виде

Кузбасский благотворительный фонд "Детское сердце"

Информация для родителей

         Влияние жизненного сценария женщины на беременность и рождение ребенка

Любая травма, пережитая матерью в период беременности, через пуповину передается плоду. Плод, находясь в утробе матери, которая переживает какую-либо травматическую ситуацию, как бы пропитывается негативной атмосферой этой травматической ситуации. Плод испытывает влияние травмы не только через пуповину, но и через ауру материнского поля в ходе всего периода пренатального развития. То, как человек был рожден, по-видимому, тесно связано, с его общим взглядом на жизнь, соотношением оптимизма и пессимизма, его отношением к другим людям, способностью противостоять ударам судьбы и добиваться своей цели.

Сценарий рождения становится сценарием жизни, и человеческий организм способен не только полностью запоминать этот сценарий рождения, но и претворять его в реальную жизнь. Существуют три составные части родовой травмы, нуждающиеся в исцелении: эмоциональное чувство, физическое ощущение и историческая память. Травмированные люди страдают от разрушительных ощущений того, что они нелюбимы, отвергнуты и от невыносимого страха смерти. Их жизни угрожает опасность, их чувства уязвлены, их «Я» не существует, и эти реакции передаются и проецируются на окружающих людей и ситуации. То, что произошло в пренатальный период и в процессе родов, отпечатывается в виде схемы и первичного сценария, зафиксированного при рождении. Например: «У меня все происходит неправильно», «Мне надо бороться, чтобы выжить», «Я хожу по кругу», «Я, наверное, никогда не смогу что-либо завершить», «Я никогда не понимаю, что происходит», «Я никогда этого не сделаю». Все эти установки омрачают жизнь клиентов и мешают им реализовать тот потенциал, которым они обладают. Дальнейшее повторение этих паттернов в периоды младенчества и детства способствует тому, что они укрепляются и фиксируются и, таким образом, сценарий рождения постепенно становится сценарием жизни.

Травматичные роды во многом определяют характер и образ жизни. Другими словами, в момент рождения человека формируются ощущения, которые впоследствии на подсознательном уровне управляют им. Следует различать проекцию взрослого опыта на инфантильный мир плода и включение в поведение взрослого человека негативных паттернов гнева, тревоги и ужаса, почерпнутых из соответствующего младенческого опыта. У многих людей дистресс и родовая травма остаются подавленными и не проявляются в сознании до конца подросткового возраста, начала взрослой жизни или даже — середины взрослой жизни. Они могут проявиться во время болезни, сильного психологического давления или стрессовой ситуации.

В традиционную медицинскую классификацию типов родовых нарушений входят: тазовое предлежание, использование щипцов, кесарево сечение, стимуляция, преждевремененные или поздние роды, поперечное предлежание, лицевой поворот, применение лекарств и анестезирующих средств.

Рассмотрим классификацию жизненных сценариев, выявленных у взрослых людей, которые в процессе психотерапии совершали регрессивное возвращение в процесс своего рождения.

Классификация жизненных сценариев по типу родовых нарушений

Тазовое предлежание
Это насилие, пережитое в утробе, и рожденные таким образом люди часто становятся жертвами.
Сценарий: «Мне трудно делать все, как нужно. Я всегда все делаю наоборот. Я попадаю в места и ситуации, из которых не могу выбраться. Я ищу решения, но чувствую себя незащищенным. Я знаю выход, но не могу привести все в порядок. Все срывается. Я повторяю попытки, но все в жизни идет неправильно».

Тазовое предлежание с поворотом
Плод перед выходом из утробы был повернут.
Сценарий: «Я считаю, что все очень сложно. Я всегда делаю то, что не хочу делать. Я боюсь, что то, чем я начинаю заниматься, не получится. Я хожу кругами, стараясь достичь цели».

Использование щипцов
Это также насильственный тип рождения – помощь в конце концов приходит, но можно ли еще раз довериться такой помощи и поддержке? Людям, извлеченным с помощью щипцов, свойственна двойственность.
Сценарий: «Почему я должен все делать сам? Почему кто-то еще не может это сделать как следует? Они все так некомпетентны! Я сделаю это сам, так надежнее. Жизнь это постоянная борьба! Мне приходится все контролировать, но мне нужна помощь. (Двойственность всегда сопровождается большой недоверчивостью). Я не собираюсь этого делать. Почему мне всегда приходится работать под таким сильным давлением?»

Кесарево сечение
При кесаревом сечении человек входит в мир через другие врата. Его проблема заключается в том, как приспособить к жизни опыт типа «это было сделано другими» вместо «сделать это самостоятельно». Матерям таких детей трудно приучить их делать что-либо самостоятельно и научить ограничениям, которых у них никогда нет, в отличие от детей, рожденных обычным вагинальным путем
Сценарий: «Все, что я бы ни делал, делать не стоит, потому что все равно ничего не выйдет. Я хочу знать, куда идти и что делать. Я жду, чтобы что-то произошло. Все в порядке: дело все равно будет сделано, кто-нибудь другой сделает его. Здесь какой-то пробел — место, которого я не помню. Они все правы, а я не прав. Я буду сидеть и ждать. Я начинаю что-то и не могу закончить. Я не могу думать сам. Я никогда не бываю в нужное время в в нужном месте»

Стимуляция
Вследствие нарушений в развитии эмбриона, или по другим медицинским соображениям, роды стимулируются или искусственно инициируются.
Сценарий: «Я не готов! Не подталкивайте меня. Я чувствую себя беспомощным, я не знаю, что делать. Я не знаю, как это делать. Мне чего-то не хватает. Это большая проблема узнать, как начинать. Я не могу достичь того, чего хочу. Подожди, я не буду это делать, пока не буду готов»

Болезнь матери
Серьезная болезнь матери часто приводит к тому, что ребенок испытывает шок в течение большей части, если не всей своей жизни. Он есет в себе болезнь матери в виде воспоминания.
Сценарий: «Я болен. Это моя вина, что она болеет. Я чувствую себя выжатым. Если я делаю большие усилия, чтобы достичь того, что мне хочется, то в в результате это оказывается не тем, чего я хочу. Такая степень близости делает меня больным. Меня нельзя было кормить, от молока я заболевал. Со мной что-то неладно. Я всегда чего-то ожидаю, и мне ничего не возвращают. Это все моя вина»

Неправильный пол
Переживание по поводу того, что ты – девочка, тогда как ждали мальчика, является весьма болезненным событием. Находясь в утробе, эмбрион часто чувствует, что у него не тот пол, который хотели бы родители.
Сценарий: «Я всегда делаю не то. Я всех разочаровываю. Я никому не бываю приятен. Я хочу, чтобы вы любили меня. Я умру без любви. Она меня не хочет. Я в двойном капкане — она хочет меня, но со мной все не так; я неудачник, и никогда не смогу это изменить».

Реакция на беременность
Реакция матери на свою беременность может оказать сильное влияние на новый человеческий организм. Если у матери отсутствует полное принятие этого факта у эмбриона возникает ощущение, нежеланности и отвержения. Если мать испытывает ужас, то плод испытывает (по Ф.Лейку) запороговый стресс. Отторжение обращается внутрь и трансформируется в глубокое и перманентное чувство ненужности.
Сценарий: «Я никому не нужен. Меня никто не любит. Меня никто не хочет. У меня все не так. Я всегда неправ. Я хотел бы, чтобы меня не было. Я ничтожество. Мне нужно признание. Это моя вина. Я всегда чувствую себя виноватым»

Попытка аборта
Плод, переживший попытку неудачного аборта, знает, что его присутствие нежелательно, а его жизнь находится в опасности. Он переживает свое почти состоявшееся убийство, ужас смерти с поразительной точностью. Острое чувство отверженности в течение всей жизни является бедой многих, кто пережил подобный ужас. Близость смерти при спонтанном аборте может оставить ощущение постоянно таящейся за углом гибели.
Сценарий: «Я здесь по ошибке, мне не следует быть здесь. Мне надо остановить боль - это так мучительно. Я все время испытываю напряжение. Я не знаю, нужен я кому-нибудь, или нет. Я не могу забыть — и я не могу ничего с этим поделать.Я не хочу никого огорчать. Я хочу раствориться. Я хочу умереть. Я хочу убраться ко всем чертям!»

Травма зачатия
Люди, чье зачатие было нежелательным, испытывают большие трудности от пребывания в физическом теле.
Сценарий: «Мне не следует здесь находиться. Я ненавижу жизнь. Я хочу умереть. Я не хочу быть нигде. Оставьте меня в покое. Почему я нахожусь там, где я не хочу быть?»

Можно сделать предположение о том, что разум пребывает в энергетическом поле, находящемся внутри и вокруг тела и контролируемом мозгом. Если разум находится в энергетическом поле, то память также присутствует в каждой клетке тела. Хотя клетки часто обновляются, воспоминание присутствует в энергетическом поле подсознания и остается там до тех пор, пока не переносится в память и не распространяется в ней. Травма, полученная в течение первого триместра становится причиной формирования определенных типов личностной адаптации, а также источником болезней взрослого человека. Хорошо известно, что раковые клетки - это эмбриональные клетки с низкой амплитудой, но большой скоростью размножения. В эмбрионе, возраст которого находится в пределах первого триместра (первые три месяца), если мать подвергается травме, растущие эмбриональные клетки фиксируются в таком окружении. И если во взрослой жизни возникнет сходная ситуация, она может запустить, возродить в сознании или рестимулировать травму и, возможно, вызвать болезнь.

Сейчас много говорят и пишут о влиянии на дальнейшую жизнь человека родительской любви. Если ребенок был желанным для матери, если его в этом мире ждали, если родители любили и уважали друг друга, то по жизни такой человек идет с уверенностью, что он и все окружающие его люди совершенны. Это человек со сценарием победителя. Про таких говорят: родился в рубашке. Он любит весь мир и доверяет людям, это солнечный человек, который дарит окружающим спокойствие, надежность и, что бы ни произошло в его жизни, всегда выходит из игры победителем. Противоположностью такому человеку является тот, чье появление в этом мире было нежеланным. Его не хотели ни мать, ни отец, он воспринимался как обуза для семьи, рос в атмосфере холода и отчуждения. О нем заботились физически, но эмоциональной поддержки родителей он не ощущал. Обычно это дети от нежеланных беременностей, рожденные теми, чей брак был заключен случайно или по ошибке. Такому ребенку всегда будет казаться, что он несовершенен, – в отличие от других. На бессознательном уровне он на протяжении всей жизни станет отыгрывать сценарий жертвы и уступать дорогу. Это вечный неудачник, проигрывающий всем и во всем.

Обладатели абсолютно проигрышного сценария – это дети, которые всю жизнь ощущали неприкрытую ненависть собственных родителей. С момента зачатия им внушалась мысль, что они появились на свет по ошибке, случайно, и было бы гораздо лучше для всех, если бы их не было. В подобной ситуации дети не получают не только эмоциональной, но и физической заботы. Они растут как сорняки в огороде. Еще в детстве такие люди приходят к выводу, что жизнь полна безысходности, все вокруг разрушительно и бессмысленно. Они живут в полной уверенности, что ничего в этой жизни не значат и им никто не в силах помочь. Мир несовершенен, и люди в нем также несовершенны. Став взрослым, такой человек отвергает всех и делает все, чтобы его отвергали другие.

В детстве мы получаем от родителей или заменяющих их лиц набор правил, запретов, представлений о том, как надо жить. Эти правила могут передаваться не только в виде конкретных словесных инструкций: «Делай вот так», уже в самом раннем возрасте мы видим, как поступают сами родители, и принимаем это за норму, мы чувствуем, как можем получить их одобрение, наблюдаем, как они откликаются мимикой, жестами, позами на те или иные ситуации. Изначально мы принимаем все родительские послания как нечто само собой разумеющееся, верим им безоговорочно. И это облегчает нам жизнь в незнакомом мире, мы получаем ориентир в безбрежном пространстве. Вместе с тем, не все послания целесообразны и полезны. Некоторые из них передаются только по той причине, что наши родители некритически их приняли от своих родителей. Со временем могут меняться условия жизни. То, что раньше имело смысл, может сейчас оказаться бессмысленным, а то и вредным. Поэтому, когда мы вырастаем и накапливаем свой собственный жизненный опыт, необходимо производить ревизию полученных правил. Первый раз нас рожают родители, в физическом смысле, второй раз мы должны родить себя сами, стать творцами своей жизни, сохранить все полезное, что нам передали родители, и рискнуть пойти дальше той черты, куда они нас привели.
Полезные послания дают нам психологическую силу, гибкость и выбор. Как правило, они имеют вид разрешений: «Ты можешь любить и быть любимым», «Ты можешь выбрать работу по душе и достичь в ней успеха», «Ты можешь создать крепкую семью» и т.п.

Иногда родительские разрешения несут в себе условие. Например: «Ты достигнешь успеха, если будешь поступать так, как тебе сказали». В таких случаях важно научиться пользоваться разрешением, обходя семейные ограничения, сформулированные в условии. Родительские послания очень сильны. В противоположность свободе выбора они требуют подчинения и определяют наш жизненный сценарий, неосознанный жизненный план, созданный в раннем детстве. При благоприятном жизненном сценарии человек достигает своих целей и испытывает при этом радость и удовлетворение, трудности, тупики и несчастья воспринимает как временные, а свою жизнь в целом ощущает наполненной смыслом и развитием. Если же сознательных целей снова и снова не удается достичь, если их достижение не радует или постоянно повторяются негативные ситуации одного и того же типа, можно воспользоваться психотерапевтической помощью в анализе ситуации, понять, что мешает и какие возможны варианты выхода из тупика.

Позиция успешности либо неуспешности формируется на основе принятых в младенчестве решений, которые зависят от взаимоотношений с матерью в довербальный период. В итоге формируется общий фон картины мира, где впоследствии проходит жизненный путь человека. Он либо доверяет внешнему миру, либо нет. Опираясь на сформировавшееся базовое доверие либо недоверие к людям, человек начинает осуществлять свой жизненный сценарий, а для оправдания своих решений и поступков использует собственные убеждения о мире, в котором находится. Конечно, человек может переходить с одной позиции на другую, но больший отрезок своей жизни он придерживается той позиции, которую выбрал в детстве.

На беременность непосредственно влияет собственный эмбриональный опыт женщины. Идея о том, что женщина, забеременев, вспоминает и воспроизводит на органическом уровне свое состояние как плода, а в психологическом - состояние своей матери, имеет право на существование.

Беременная женщина амбивалентно переживает резкое расхождение между реальным и «идеальным» ребенком, о котором мать мечтает во время беременности. Подобная материнская амбивалентность естественна. Однако у невротических личностей это может привести как к отвержению своего ребенка, так и к особой сверхкомпенсации в виде стремления к пронизанному тревогой «безупречному материнству». И эти психологические свойства обусловлены не только личностными особенностями. Здесь важна семейная история и семейная ситуация, имевшая место в детстве беременной женщины.

Нарушения механизмов формирования материнского поведения связаны с родительской семьей беременной женщины. Причина девиантного материнства находится в драме взаимоотношений женщины с девиантным поведением и ее собственной матери. Девиантная мать отвергалась своей матерью с детства. Эта материнская депривация сделала невозможным процесс идентификации с матерью как на уровне психологического пола, так и на уровне формирования материнской роли. Для формирования нормального материнского поведения необходима идентификация с матерью и затем на ее основе - эмоциональная сепарация.

Основатель теории трансактного анализа Э. Берн выделил шесть сценарных схем, которые можно увидеть в человеческом поведении. Схемы развития жизненного сценария могут комбинироваться, но у большинства людей определенная схема преобладает. Такие схемы передаются от родителей к детям.

Жизненный сценарий женщины оказывает огромное влияние на её беременность и последующее рождение ребенка. Образ будущего ребенка имеет двойственную природу и может рассматриваться как единство телесно-чувственного и символически-опосредованного отражения реальности внутриутробного ребенка. В фундаменте основных механизмов формирования образа ребенка у беременной женщины находится её жизненный сценарий, процессы идентификации с родной матерью и проекции в отношении будущего малыша.

Психолог детской поликлиники
Андраханова Наталья Владимировна