Детское
здравоохранение

г.Междуреченск



Новое на сайте

Информация для родителей
Как избавиться от чувства вины перед ребенком
26.11.2016, 22:08:27

Вы спрашивали
Отказ в проведении анализа на коклюш
24.10.2016, 12:09:32

Статьи
Ещё раз о талантах и гениях
14.09.2015, 10:32:15


Личный сайт психоаналитика

МБУЗ Центральная городская больница г.Междуреченска

Государственные и муниципальные услуги в электронном виде

Кузбасский благотворительный фонд "Детское сердце"

Информация для родителей

         Возрастные особенности психики детей 1,5-3 лет

В первые шесть месяцев второго года жизни в развитии ребенка происходят серьезные изменения. Основным средством общения становится речь, вытесняя жесты и лепет. Игра становится более спонтанной и содержательной: в ней воспроизводятся значимые для ребенка события. Кроме того, в игре ребенок начинает подражать окружающим его людям. На первый план в этом возрасте выдвигается развитие речи, символическое действие, подражание, усвоение нравственных норм. После полутора лет у детей начинает формироваться самосознание. Трехмесячный младенец, способный узнавать явление, вырастает в годовалого ребенка, способного вспомнить явление, потом – в полуторагодовалого, способного предвидеть события, и, наконец, в двухлетнего, который осознает, что он способен сделать, что он чувствует, чем он похож на других людей и чем от них отличается.

К концу первого года жизни дети могут узнавать по памяти и предвидеть события ближайшего будущего. Следующий шаг в своем психическом развитии ребенок делает в начале второго года жизни – у него развивается способность к замещению, то есть использованию предметов в игре не по прямому назначению.

Если дети первого года жизни, воспринимая любое новое событие, создают когнитивные схемы, отражающие реальные черты этих событий, то на втором году жизни дети уже не просто приспосабливают свои действия к физическим свойствам объекта, а соотносят с этими объектами свои собственные идеи и предположения. В руках десятимесячного ребенка чашка – это предмет, из которого можно пить, который можно опрокинуть или бросить. Но уже на втором году жизни у ребенка развиваются самые разнообразные способы использования окружающих предметов. Мячик становится теперь кусочком мяса или хлеба, чашка – шапкой, а тарелка – одеялом. У детей развивается способность создавать новые отношения между предметом и его использованием – символическое действие.

Все эти изменения отношения ребенка к окружающему происходят постепенно. Родители относятся к своему малышу как и прежде: кормят его, умывают, укладывают спать, играют с ним. Да и сам ребенок далеко не сразу открывает для себя, что бутылочки, мячики, чашки могут выступать в других качествах. Возникновение способности к символическому действию опирается на специфические изменения в центральной нервной системе.

Развитие символического действия на втором и третьем годах жизни проявляется и в рисунках детей, которые становятся все более и более сложными. На втором году дети уже начинают чертить каракули, но это еще трудно назвать рисунком. Эти рисунки не относятся к объекту: одни и те же каракули могут изображать собаку, кошку или человека. Однако уже на третьем году дети создают символические формы, обладающие сходством с объектом. В возрасте двух лет большинство детей пытаются нарисовать круг, а в два с половиной года дети изображают детали лица – глаза, нос и рот.

Элементы игры можно наблюдать уже у младенцев в виде манипуляции с предметами (погремушками, сосками). Возникновение игры при этом не связано с биологическими потребностями, такими, как голод или жажда. На втором году жизни – это уже не просто манипуляции, а действия с предметами, в которых ребенок воспроизводит то, что видел у взрослых, например разговор по телефону или чаепитие. Это первые шаги на пути к символическим действиям.

В конце второго года жизни дети могут вводить в игру вместо себя игрушку, которая становится активным участником игрового процесса. Так, например, ребенок может давать пить кукле, подносить телефонную трубку к ее уху, а не к своему. Теперь куклы не просто части сенсомоторной схемы – они участники игры.

К двум годам дети уже могут играть в элементарные логические, и тематические игры. Это говорит о том, что они теперь способны составить план действий на сравнительно долгий промежуток времени. Это одна из характерных черт данного периода развития ребенка. В этом возрасте у ребенка достаточно развита так называемая рабочая память, то есть он уже не забывает цели, поставленной перед собой несколько минут назад.

С развитием символической игры меняется отношение ребенка к другим детям. На первом году жизни взаимодействие между детьми практически не наблюдается. Десятимесячные младенцы относятся друг к другу как к живым игрушкам: дергают за волосы, трогают пальцами глаза, что-то лепечут. Но уже в возрасте 18-20 месяцев у детей возникают первые взаимодействия с партнером по игре. Кроме того, с этого возраста дети стремятся играть друг с другом.

Необходимо отметить короткий период, в середине второго года жизни, когда ребенок вдруг начинает пугаться незнакомых детей. Такое поведение значительно отличается от спонтанного страха, который наблюдается у детей в конце первого года жизни при виде незнакомого предмета или явления. Постоянное общение взрослого с ребенком приводит к тому, что у ребенка формируется схема поведения взрослого, определенные ожидания, связанные с его поведением. Обычно дети первого года жизни редко общаются с другими детьми – у них нет представлений о том, как они могут себя вести. Но уже в начале второго года жизни ребенок достаточно развит, чтобы задать себе вопрос, увидев незнакомого ребенка: «Что нам делать?», «А не заберет ли он мои игрушки?» Если ребенок не получает ответа на свои вопросы, то у него возникает состояние напряженности, он перестает играть и прижимается к матери. Ситуация меняется на третьем году, когда ребенок уже знает, что можно ожидать от маленького незнакомца и как вести себя по отношению к нему. В этом возрасте ребенок уже может вступить в совместную игру со сверстником.

Двухлетние дети могут, например, играть вместе в куклы, разговаривать друг с другом по телефону или прыгать по кровати. Но они еще не могут играть в игры с правилами. Хотя моменты общей игры у детей этого возраста очень непродолжительны, в них все же формируется опыт взаимодействия, необходимый для подлинной совместной игры.

В начале второго года жизни наблюдается, хотя и сравнительно редко, подражание, которое проявляется не сразу вслед за определенными действиями взрослого. Например, ребенок 15 месяцев внимательно наблюдает за мамой и через несколько минут, часов, а возможно, и дней повторяет самое существенное из увиденного. Вероятность того, что малыш станет подражать тому или иному действию, зависит от характера самого действия. С наибольшей готовностью дети подражают моторным действиям, несколько реже действиям социальным. Дети до полутора лет редко подражают координированным последовательным действиям, однако число подражаний подобного рода увеличивается между полутора и двумя годами.

В первые два года жизни подражание отчасти, вероятно, зависит от степени уверенности малыша в своей способности выполнить увиденное. Дети более склонны подражать тем формам поведения, которыми они только еще овладевают, чем действиям, которыми уже полностью овладели или которые им еще не под силу. Мать, разговаривающая по телефону, будет привлекательной моделью для малыша 15 месяцев, но не для шестимесячного и не для трехлетнего ребенка, хотя оба они обладают необходимыми для этого моторными навыками. Так же и двухлетние дети на ранних стадиях овладения речью более склонны повторять название неизвестного предмета, чем называть знакомым словом знакомый предмет.

Если дети второго года жизни не уверены в том, что смогут воспроизвести увиденное действие, они могут расстроиться.

Когда ребенок подражает кому-либо из близких, взрослый обычно улыбается, начинает хвалить малыша и даже повторяет свои действия. Такая реакция близкого человека, как правило, подкрепляет подражательное поведение ребенка, развивает склонность к усвоению нового, влияет на выбор ребенком форм поведения, которым стоит подражать. Малыш скорее станет подражать действиям, вызвавшим одобрение (например, есть ложкой), чем действиям, не обратившим на себя внимания (например, стучать вилкой по столу).

Своим родителям дети, подражают чаще, чем другим взрослым, возможно, потому, что родители являются для них постоянным источником эмоций как приятных, так и неприятных. Те, кто вызывает у ребенка эмоциональное возбуждение – радость, неуверенность, гнев или страх, – привлекают его внимание, и в результате ребенок лучше усваивает формы поведения именно этих людей. Сходная ситуация наблюдается и у играющих вместе детей. Когда незнакомые между собой двухлетние дети играют парами, как правило, тихий ребенок подражает более уверенному в себе разговорчивому ребенку. Пассивные дети нередко опасаются, что у них отнимут игрушку, и неусыпно следят за другими детьми. Если активный ребенок совершит действие, которое пассивный ребенок способен воспроизвести (например, спрыгнет со стола), скорее всего, тот в последующие несколько минут последует его примеру.

Подражание может быть сознательной попыткой достичь желаемой цели. Например, малыш, который пытается построить из кубиков дом, внимательно наблюдает за другим ребенком или взрослым, который возводит сходную постройку, и подражает его действиям. Или трехлетний ребенок подражает агрессивному поведению сверстника, так как тот подобным образом отнимает желаемую игрушку у другого ребенка. Можно сказать, что в этом возрасте подражание другим у детей мотивировано, так как они уже понимают, что, подражая, можно достичь определенной цели.

Итак, подражание зависит от степени уверенности ребенка в том, справится ли он с определенной задачей. Оно вызвано стремлением к социальному подкреплению, желанием походить на другого человека или достичь своей цели. Подражание ребенка в первые три года жизни зависит от уровня его когнитивного развития, определяющего, какие формы поведения ребенок сочтет привлекательными и при этом выполнимыми. Степень желания походить на другого и уровень эмоционального возбуждения, вызванного другим человеком, определяет то, кому ребенок будет подражать, а стремление к тем или иным целям определит то, чему он будет подражать.

В период от полутора до двух лет у детей начинают складываться определенные представления о предметах и явлениях. Игрушки должны быть целыми, на рубашке должны быть все пуговицы, на одежде не должно быть ни одной дырки. Одновременно дети усваивают нормы правильного поведения в тех или иных ситуациях, обычно связанные с аккуратностью, сдерживанием агрессивности, послушанием. Эти представления являются нормами, которые ложатся в основу детского понимания, что правильно, а что нет, что хорошо и что плохо, то есть ребенок одолевает первую ступень развития нравственного чувства. Разумеется, эти нравственные нормы ребенок воспринимает от окружающих его людей.

Если явление соответствует представлению о норме ребенка, он будет удовлетворен, если же нет – может встревожиться, огорчиться. Ребенок станет указывать на сломанные предметы, порванную одежду, потерянные пуговицы, а в голосе и на лице его отразится беспокойство.

Родители не начинают вдруг наказывать ребенка за порванные вещи или грязные руки именно в 1,5 года, так почему же именно в этом возрасте появляются у него признаки беспокойства при виде порванной одежды и грязных рук? Очевидно, у детей постепенно развивается способность делать вывод о том, что вызвало то или иное явление. Например, ребенок 1 года 9 месяцев, видя плачущего малыша, тут же делает вывод, что он голоден или ударился. Когда дети, эмоционально реагируют на сломанную игрушку или рубашку с оторванной пуговицей, они осознают, что дефект вовсе не естественное свойство предмета.

В два года дети уже начинают оценивать, что хорошо и что плохо, и если явления не отвечают их представлению о нормах, обычно огорчаются. Это, очевидно, связано с изменениями в когнитивном развитии ребенка, возникающими примерно в конце второго года жизни. Использование детьми критерия «нормы» для оценки явлений и форм поведения ложится в основу нравственного развития детей.

Примерно с полутора до двух лет ребенок начинает осознавать свои качества и возможности, свое состояние. Двухлетние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям. Малыш прикладывает телефонную трубку к уху матери, просит взрослого пересесть на другой стул, помочь разобраться в игре или издать забавный звук. Эти требования связаны со стремлением ребенка оказать влияние на поведение взрослого. Дети не стали бы ничего требовать от родителей, если бы не считали, что те могут их послушаться. Таким образом, разумно предположить, что дети осознают свою способность влиять на поведение других людей.

Обычно на третьем году жизни, когда дети начинают произносить короткие предложения, они часто, выполняя какое-либо действие, описывают его. Взбираясь на стул, малыш приговаривает: «Я сяду», строя из кубиков башню, говорит: «Я Строю», а направляясь на кухню, твердит: «Хочу печенье». Так как дети чаще описывают свои собственные действия, чем поведение других людей напрашивается вывод, что дети более всего озабочены именно своими поступками.

О формировании самосознания у ребенка на втором году жизни свидетельствует тот факт, что малыш начинает узнавать себя в зеркале. В эксперименте детей в возрасте от 9 до 24 месяцев подводили к зеркалу и показывали им самих себя. Затем матери незаметно пачкали детям носы красной краской, после чего их снова подводили к зеркалу. Дети моложе 21 месяца, увидев себя в зеркале, никак не реагировали на свой испачканный нос, тогда как большинство детей 22-24 месяцев, увидев в зеркале свое отражение, дотрагивались пальцем до носа.

В этом же возрасте дети начинают употреблять местоимения «я», «мне», «ты», так как, очевидно, осознают явное различие между собой и другими людьми.

В социальном взаимодействии детей проявляются и другие признаки самосознания. Сопротивляясь обидчику, ребенок утверждается в чувстве собственности, что также свидетельствует о формировании у него самосознания.

С появлением самосознания у ребенка развивается способность понимать эмоциональное состояние другого человека. После полутора лет у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека, обнять и поцеловать его, дать ему игрушку или сладости. Такие формы поведения наблюдаются сравнительно редко в первой половине второго года жизни. То, что двухлетние дети могут понять психологическое состояние другого человека, означает что они способны вспомнить свои прежние эмоциональные ощущения и поступать соответственно своему личному опыту.

Хотя многие новообразования второго года жизни – символическая функция, подражание, усвоение норм, самосознание формируются у каждого ребенка в процессе взаимодействия с окружающей средой, развитие их зависит также от индивидуального опыта ребенка. В этом возрасте самые главные впечатления дети получают в семье.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» – окружности и отходящих от нее линий.

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Психолог детской поликлиники
Андраханова Наталья Владимировна