Детское
здравоохранение

г.Междуреченск



Новое на сайте

Информация для родителей
Как избавиться от чувства вины перед ребенком
26.11.2016, 22:08:27

Вы спрашивали
Отказ в проведении анализа на коклюш
24.10.2016, 12:09:32

Статьи
Ещё раз о талантах и гениях
14.09.2015, 10:32:15


Личный сайт психоаналитика

МБУЗ Центральная городская больница г.Междуреченска

Государственные и муниципальные услуги в электронном виде

Кузбасский благотворительный фонд "Детское сердце"

Информация для родителей

         Демократический стиль общения в семье

Как и чему учится наш малыш? Маленькому человечку, недавно пришедшему в этот огромный мир, предстоит огромный труд. Он учится есть, ходить, читать, завязывать шнурки на ботинках и не дергать кошку за хвост. Он растет. Он становится Человеком. Мы, взрослые, можем научить ребенка не только держать ложку и здороваться с соседями. Мы можем – и должны – помочь ему стать Личностью.

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически. Практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Так как стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. «Со мной никто не возился, и ничего, вырос», – говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые дружеские отношения. Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей. Из всего сказанного следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. В результате обучения взрослые не только прекращают «холодную войну» с детьми, но и устанавливают с ними глубокое взаимопонимание.

Семья, несомненно оказывает ключевую роль на развитие личности ребенка. При демократическом стиле общения в семье, в отношениях родителей с детьми преобладает дружественность, взаимное доверие, уважение. Ребенок включен в семейные проблемы, их обсуждение. У него ярко представлены самостоятельность, активность, уверенность и инициативность.

Необходимо во всем воспитательном процессе придерживаться демократического стиля общения с ребенком. Обсуждайте с ним проблемы, доступные его пониманию. Выбирайте форму совета, а не приказа («Я думаю, тебе сегодня лучше надеть теплую куртку» вместо «Немедленно оденься потеплее»). И не стесняться признать собственную неправоту: это не уронит ваш авторитет в глазах малыша, чего так боятся многие родители, а его научит умению признавать свои ошибки. Следует помнить, что дети авторитарных родителей вырастают, как правило, либо излишне задавленными и неуверенными в себе, либо чересчур агрессивными, копирующими жесткий, авторитарный стиль общения. Разумеется, демократизм во взаимоотношениях с ребенком не должен превращаться во вседозволенность.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности.

Психолог детской поликлиники
Андраханова Наталья Владимировна