Детское
здравоохранение

г.Междуреченск



Новое на сайте

Информация для родителей
Как избавиться от чувства вины перед ребенком
26.11.2016, 22:08:27

Вы спрашивали
Отказ в проведении анализа на коклюш
24.10.2016, 12:09:32

Статьи
Ещё раз о талантах и гениях
14.09.2015, 10:32:15


Личный сайт психоаналитика

МБУЗ Центральная городская больница г.Междуреченска

Государственные и муниципальные услуги в электронном виде

Кузбасский благотворительный фонд "Детское сердце"

Информация для родителей

         Влияние семьи на развитие симптомов шизофрении

Убедительные факты, касающиеся специфической роли семьи как этиологического фактора развития шизофрении отсутствуют. Однако, за последние 30 лет созданы по меньшей мере три крупные теории относительно этой роли.

В первой, развиваемой Gregory Bateson, описывается семейная ситуация, называемая «двойной связью», при которой ребенок ставится в такие условия, в которых он должен сделать выбор между двумя альтернативами, причем обе они вызывают замешательство и являются непереносимыми.

Вторую теорию выдвигает Pheodore Lidz, который описывает два вида патологического поведения в семье. При первом виде наблюдается значительное «расщепление» между родителями (один из родителей очень близок к ребенку противоположного пола), а при втором имеет место «перекос» в сторону связи с одним из родителей (состязание в силе, при котором один из родителей является доминирующим).

В третьей теории, развиваемой Lyman Wynne, описаны семьи, в которых эмоциональная выраженность отношений подавлена «псевдовзаимными» или «псевдовраждебными» вербальными связями и все члены общаются друг с другом характерным, данным для данной семьи способом.

При исследовании семей с шизофреническими пациентами выяснилось, что описанные душевные переживания, протекающие в форме бессознательных процессов внутри самой личности шизофреника, могут происходить и внутри семьи, между отдельными ее членами. Здесь встречаются особые патологические формы мышления, чувств и поведенческих функций, которые, если они направлены на зависимого ребенка или протекают в атмосфере его пассивного участия, способны к так называемой «вторичной» патологизации, т.е. к развитию психического расстройства и у ребенка. Иначе говоря, изначально здорового ребенка можно «сделать ненормальным» по отношению к норме.

Специалист по коммуникации Грегори Бейтсон (Bateson, 1969) разработал «метод двойной связи» в основе которого лежит так называемая «западня отношений». Ребенок попадает в такую «западню» или противоречивую ситуацию, отклоняющую от «нормы» тогда, когда он, например, не может отличить, что из советов важного участника отношений является правдой, а что - нет. В личном опыте у каждого полно примеров подобного рода отношений. Скажем, кто-то «втирает нам очки». Или некто говорит нам: «Ты устал», хотя мы чувствуем себя достаточно бодро. Человек упорно доказывает, что он на нашей стороне, но ведет себя явно враждебным образом. Во всех этих случаях мы в затруднении и не можем разобрать, то ли мы неправильно восприняли сказанное, то ли налицо ложное сообщение. Если человек для нас достаточно важен, то нам трудно представить себе, что он лжет.

Драматическим последствием такого рода предположений является то, что нам (на основании предположения, что другой человек не лжет) остается придти к выводу, что это мы неправильно оцениваем ситуацию. Если представить, что подобные непонимания случаются весьма часто, а значимая для нас личность имеет над нами власть, перед которой мы слабы и зависимы, то легко представить, насколько мы будем запутаны противоречивыми советами и указаниями. Скорее всего настолько, что уже перестанем что-либо понимать, усомнимся в самом себе и создадим совершенно неверное представление о реальных соотношениях во внешнем и внутреннем мирах.

Похожее воздействие оказывают мистифицирующие советы, не соответствующие действительности. Данный процесс представлен в мистифицирующем виде и таким образом, словно речь идет о добровольных отношениях между эксплуатируемым и эксплуататором.

Простое представление о процессе мистификации можно получить из следующего примера. Мать говорит своему ребенку, чувствующему себя бодро и хорошо: «Соня, ты же устала, ты же хочешь спать». Маленькая Соня пытается поначалу возражать: «Нет, я не устала, я чувствую себя отлично». Однако затем, прежде всего в результате повторения этих слов матерью, она начинает сомневаться в себе, и, в конце концов, начинает верить тому, что устала.

Психолог детской поликлиники
Андраханова Наталья Владимировна