Детское
здравоохранение

г.Междуреченск



Новое на сайте

Информация для родителей
Как избавиться от чувства вины перед ребенком
26.11.2016, 22:08:27

Вы спрашивали
Отказ в проведении анализа на коклюш
24.10.2016, 12:09:32

Статьи
Ещё раз о талантах и гениях
14.09.2015, 10:32:15


Личный сайт психоаналитика

МБУЗ Центральная городская больница г.Междуреченска

Государственные и муниципальные услуги в электронном виде

Кузбасский благотворительный фонд "Детское сердце"

22 марта, 2017

ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ: основные признаки и характеристики

Нормально функционирующие семьи – это те семьи, которые используют правила, способствующие росту и изменениям каждого члена семьи и всей семейной группы в целом. Эти семьи обладают изменчивостью, способностью развиваться при сохранении стабильности и стабильностью при сохранении изменений.

Дисфункциональные семьи – это закрытые семейные системы, в которых присутствуют жесткие правила поведения и закрепленные роли за каждым членом семьи, которые с течением времени не меняются, проблемы из семьи не выносятся и не решаются, посторонним людям тяжело попасть внутрь такой системы. Это семьи, в которых функционирование в одной или нескольких областях нарушено, вследствие чего заблокированы потребности членов семей в росте, изменениях и самоактуализации.

В таких семьях часто блокируются актуальные потребности членов семьи, имеющих самый низкий социальный статус (чаще всего это дети, подростки, пожилые люди), и у них возникают какие-либо заболевания (соматические, психосоматические или психические расстройства).
Разумеется, имеют большое значение отягощенная наследственность, органическое заболевание головного мозга, конституционная слабость внутренних органов и систем.

Человек становится «носителем симптома», который позволяет удерживать старые сложившиеся отношения между членами семьи. Например, если родители близки к разводу и последующему расставания, в дисфункциональной семье, непременно заболеет ребенок, болезнь которого будет с новой силой объединять супругов. У них появится новый, внешний, стимул быть вместе. Душевности в отношениях может не появиться, но физически и номинально семья будет сохранена.

ПОСЛЕДСТВИЯ И РИСКИ

Воспитание в дисфункциональной семье формирует у детей психологические особенности, которые способствуют появлению сложностей в межличностном взаимодействии. В последствие, во взрослой жизни, могут проявиться сложности в социальной адаптации, установлении близких, подлинных отношений с другими, сложности с доверием, неуверенность в себе и своих возможностях, высокий риск формирования невротических расстройств, разного рода зависимостей и т.д.

ПРИЗНАКИ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (негармоничной) СЕМЬИ

• Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
• Вакуум интимности («изоляция» семьи, никто не ходит в гости, чрезмерная фиксированность на взаимоотношениях друг с другом)
• Замороженность правил и ролей (жесткая система «долженстований» и требований)
• Конфликтность во взаимоотношениях (повторяющиеся, неконструктивные ссоры и скандалы, позволяющие сбросить эмоциональное напряжение, но не решающие проблему в корне)
• Недифференцированность "я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все")
• Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной
• Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия
Склонность к полярности чувств и суждений
• Закрытость системы
• Абсолютизирование воли, контроля.
• Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.
• Саморазрушающее поведение одного, или нескольких членов семьи (алкоголизм, наркомания, суицидальные тенденции и т.д.)
• Запрещается (косвенно или явно) открыто выражать свои чувства (чаще всего негативные: злость недовольство, «нельзя проявлять злость к родителям», «мужчина не имеет права злиться на жену»)
• Невозможны прямые, честные коммуникации (личные проблемы замалчиваются)
• Члены семьи редко проводят свободное время вместе
• Запрещается менять свою роль в семейной системе: нельзя из ребенка стать взрослым, из больного стать здоровым, из неудачника стать успешным и т.д.

ПРИЗНАКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ГАРМОНИЧНОЙ) СЕМЬИ

• Проблемы признаются, обсуждаются и решаются
• Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)
• Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся
• Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности
• Родители делают то, что говорят (слова имеют вес)
• Ролевые функции выбираются, а не навязываются (любой член семьи может выбирать и менять свою роль в семейной системе)
• В семье есть место развлечениям и совместному отдыху
• Ошибки прощаются, на них учатся
• Конфликты разрешаются открыто
• Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения
• Поощряется открытое выражение своих чувств и потребностей.

Главная цель семейной психотерапии — помощь в превращении дисфункциональной семьи в функциональную.

В.Москаленко. Созависимость: характеристики и практика преодоления
Э.Г.Эйдемиллер. Практикум по семейной психотерапии
По материалам сайта Центр психотерапии на Басковом