Детское
здравоохранение

г.Междуреченск



Новое на сайте

Информация для родителей
Как избавиться от чувства вины перед ребенком
26.11.2016, 22:08:27

Вы спрашивали
Отказ в проведении анализа на коклюш
24.10.2016, 12:09:32

Статьи
Ещё раз о талантах и гениях
14.09.2015, 10:32:15


Личный сайт психоаналитика

МБУЗ Центральная городская больница г.Междуреченска

Государственные и муниципальные услуги в электронном виде

Кузбасский благотворительный фонд "Детское сердце"

18 января, 2017

6 книг про развод родителей — для детей и взрослых

В психотерапии есть метод лечения с помощью литературы — библиотерапия. Как и многие понятия из психологии, со временем библиотерапия проникла в обывательскую жизнь. Она сменила название на более простое — книготерапия — и потеряла связь с реальными психотерапевтическими практиками. Книготерапия теперь — это способ поднять себе настроение. Например, читая «Малыша Николя» Рене Госсини в депрессивный период. Это помощник родителя в тяжелом разговоре с ребенком. Например, о смерти — как в книге Амели Фрид «А дедушка в костюме?». Это, в общем, любой случай, когда книга поддерживает читателя и помогает ему.
Не хочется писать фразу о том, что развод родителей или собственный развод — это тяжелая ситуация. Потому что всем это и так ясно. Мои родители развелись, когда я была на первом курсе. До этого они четыре года жили в разных городах. И все равно у меня было чувство, что из меня кто-то достал кишки и попрыгал на них. И когда у мамы появился новый мужчина, я, хотя была уже дофига взрослой, испытывала сильнейшую детскую ревность. Первое время я вела себя как подростки из сериалов — демонстративно молчала, хлопала дверьми. Испытывала ярость попеременно то к папе, то к маме. Ужас.
Не могу сказать, что книги ускорили или облегчили процесс адаптации. Но они были рядом. Когда я видела, что книжные подростки ведут себя точно так же, я, во-первых, понимала, что это нормально, а во-вторых, смотрела на себя со стороны и осознавала, как глупо выгляжу. Все-таки мне было уже не 12.
Я написала список из шести книг, в которых описывается развод. Их можно читать детям (и взрослым), чьи родители решили развестись, а также мамам и папам, которые сами решились на развод. А еще можно читать просто так, не ради терапии, а ради удовольствия.

Для самых маленьких

Эд Фрэнк. Принцесса Анна
Книга с большими красивыми иллюстрациями, которую можно читать и совсем маленьким детям, и младшим школьникам. Родители принцессы Анны решили разойтись, они разделили пополам страну и дворец и теперь занимаются дележом Анны. Развод не прошел мирно — король и королева шпионят друг за другом, злятся и ругаются, пытаясь перетащить ребенка на свою сторону. Анне в этой ситуации приходится тяжелее всех — ведь она одинаково любит обоих родителей.
В конце концов родители находят возможность мирно сосуществовать. Анна живет попеременно то у короля, то у королевы — в каждом дворце у Анны есть своя комната. Эта ситуация более знакома западным читателям, в России совместная опека не распространена. У нас привычнее схема воскресного родительства. Но тем не менее эта деталь не делает книгу менее универсальной.

Уте Краузе. Принцессы и разбойники
Новинка «КомпасГида» тоже подойдет и дошкольникам, и детям постарше. Она рассказывает о ситуации, когда у разведенных родителей появляются новые семьи. Конечно, для детей такие перемены могут быть очень непростыми. Но иллюстрации, выполненные с большим юмором, а также счастливый конец убирают из книги всякую мрачность.
В обеих книгах развод возник не на пустом месте — родители задолго до него начали часто ссориться и даже швыряться предметами.
Обе книги подходят для малышей, но не созданы для самостоятельного чтения — шрифт достаточно мелкий. Это сделано намеренно, книги на такую тему обязательно должны читаться вместе со взрослыми. И для взрослых они будут не менее полезны, чем для детей. Очевидно, что для родителей это событие тоже не бывает легким. И книги, с одной стороны, показывают это, а с другой, напоминают родителям, что в их силах значительно уменьшить разрушительность последствий развода. И главное, что здесь стоит сделать — помириться с бывшим партнером, не держать злобу и не ревновать собственного ребенка.
Как бы тяжело ни было родителям, детям всегда тяжелее, потому что весь мир ребенка заключается в его семье. Книги объясняют читателям, что то, что происходит в их семье — не новая для этого мира ситуация, и даже вполне привычная. Само осознание этого факта может быть психотерапевтичным.
Что еще хорошо — конец счастливый, но не сказочный — родители не сходятся обратно. Каждый ребенок будет мечтать о том, чтобы все стало как раньше, но как раньше не будет. Но это не значит, что в будущем не будет счастья.

Для тех, кто постарше

Ульф Старк. Пусть танцуют белые медведи
Маленькие дети могут не понимать всех сложных ситуаций, сопутствующих разводу. Но для более взрослых детей причина развода родителей может быть очевидна и это делает этот процесс еще труднее. Так, в книге «Пусть танцуют белые медведи» мама героя уходит от отца к другому мужчине. И Лассе первым узнает о тайном романе матери, случайно столкнувшись с ней и ее ухажёром в магазине. Позже выясняется, что его мама ждет ребенка, и, конечно, все это становится большим ударом для отца Лассе.
Маленькие дети не могут выбирать, с кем из родителей они хотят жить. Но Лассе уже взрослый, и этот непростой выбор ему приходится делать целиком самостоятельно. Он решает жить в новой семье мамы, потому что ему не хочется быть рядом с убитым горем отцом.
Эта книга, как и многие книги для предподросткового возраста, все еще ближе к сказке, чем к реальности, но она не врет по поводу эмоций, которые испытывают и дети, и родители. Дети ревнуют родителей к их новым партнерам. Эмоции мешают им объективно оценивать реальность и строить здоровые отношения с новой семьей. Они выискивают в людях недостатки, иногда мнимые, и концентрируют на них свое внимание.
«Он всегда предлагал чай. Я этого терпеть не могу».
Ситуация осложняется тем, что у нового мужа мамы есть дочь Лолло. И она тоже недовольна изменениями в жизни. Более того, она начинает ревновать папу к Лассе, потому что тот проводит с мальчиком слишком много времени — подтягивает его по школьным предметам. Это выливается в безобразную сцену, после которой, как ни удивительно, становится лучше.
«— Неужели вы все еще не закончили? — спросила она так, словно мы просидели за учебником всю ночь напролет.
— Привет, — пробормотал Торстенсон, не отрывая глаз от книги.
— Приятно чувствовать, что твоему приходу рады, — съязвила Лолло.
— Что ты сказала? — спросил Торстенсон.
— Ничего.
Она уселась за пианино у противоположной стены и принялась бренчать. Это у нее здорово получалось! Она наяривала по черным и белым клавишам <…> и при этом отчаянно нажимала на педали. Я больше не слышал вопросов Торстенсона».
В конце книги взрослые понимают, что в происходящем есть их вина, и начинают больше внимания уделять своим детям. А Лассе делает еще один мужественный выбор.
У Ульфа Старка есть склонность показывать девочек через призму мальчишеского взгляда. Он не утруждает себя подробным выписываем второстепенных героинь, для нас остается загадкой и их семья, и их интересы, и зачастую даже их внешность (в отличие от героев-мальчиков). Героини играют роль «спутниц» — это маленькие Прекрасные Дамы, чья роль — освещать мир рыцаря. Встречается и другой взгляд на девочек (и еще не известно, который лучше) — что это взбалмошные и непредсказуемые существа. Примером здесь может послужить сводная сестра Лассе Лоло. В этом случае многие эпизоды, часто юмористические, так или иначе связаны с сексуальностью героини. И девочкам этот юмор не обязательно кажется смешным. Я просто предупредила.

Кетрин Патерсон. Странствие Парка
В этой книге описана ситуация, глядя на которую, большинство детей, чьи родители разводятся, подумают «у меня еще ничего». Отец одиннадцатилетнего Парка погиб во Вьетнаме. И это, пожалуй, все, что мальчик о нем знает, потому что мама наотрез отказывается говорить об отце. Она, кажется, до сих пор не оправилась от пережитой потери.
«Были дни, большинство дней, когда с ней (мамой) было хорошо и весело. Но за всеми ее шутками чувствовался тот самый холод, тьма, бездонное сердце тьмы».
Но Парк не хочет и не может перестать думать о папе. И хотя мама все еще не готова обсуждать эту тему сама, она отправляет мальчика на две недели к родственникам отца. И там Парк узнает о том, что его родители были в разводе, когда отец погиб:
— Ты не знал, что они с Парком развелись?
— У мальчика перехватило горло. Он не смог ответить даже, если бы от этого зависела его жизнь. Развелись? Такая мысль никогда не приходила ему в голову. Когда? Почему? Почему она ему не сказала? Разве у него нет права знать такие вещи?
И в первый момент мальчик решает, что отец развелся не только с матерью, но и с ним. Но брат отца Фрэнк успокаивает его, говоря: «Ты не разведен. Развелись твои родители». Позже Парк узнает причину развода — отец встретил во Вьетнаме женщину и у них родился ребенок. А мать Парка так никогда и не смогла простить предательство мужа. Впрочем, как мне кажется, молодая образованная женщина, которая 12 лет не может пережить измену, — какой-то слишком уж преувеличенный образ.
Как бы то ни было, в жизни нередко встречаются истории, когда одинокий родитель не хочет рассказывать ребенку об ушедшем отце или матери. Это можно объяснить ревностью или травмой. Но книга «Странствия Парка» хороша тем, что показывает, что ребенок имеет право знать своего родителя, даже если тот не был святым. И уж лучше он узнает о плохих сторонах отца или матери от родителя, чем от едва знакомого человека. Так что эта книга так же, как и предыдущие, адресована и взрослым тоже. Лучший способ посмотреть на себя со стороны — это увидеть ситуацию глазами ребенка.

Шивон Паркинсон. Сестры? No way!
Действие книги происходит в Ирландии, где до недавнего времени были запрещены не только аборты, но и разводы (разводы уже разрешили, дело за абортами). Но отцу Эшли и Алвы все-таки удалось каким-то образом заключить легальный развод с матерью девочек. Эшли, героиня, от имени которой идет повествование в первой половине книги, не очень огорчена этим фактом. Тем более, что с события прошло уже четыре года. Но ей сразу было проще, потому что, во-первых, она старше. А во-вторых, она никогда не была любимой дочерью отца.
«Папа брал Алву на руки и поднимал высоко-высоко, слегка подбрасывая у самого потолка. <…> Я в это время сидела за своим столом в углу, когда-то он служил школьной партой, и наблюдала за ними. Спустя какое-то время он, должно быть, вспоминал, что я где-то поблизости, и подходил ко мне, держа на руках весело щебечущую маленькую Алву, гладил меня по голове и произносил что-нибудь доброе, но ничего не значащее».
Эшли вообще слишком мудра и рассудительна для своих четырнадцати лет. Она взяла на себя несколько взрослых функций, чтобы помочь маме. Ее младшая сестра Алва, напротив, инфантильна. И она очень тяжело переживает отдаление отца. После каждой встречи и каждого звонка она долго плачет в кровати.
«Когда мы были поменьше, ходили к отцу через выходные, потом раз в месяц, а теперь видимся не чаще двух-трех раз в году. Он любит хвалиться нами и брать с собой, чтобы показать своим знакомым.
— Вы знаете, это мои дочери от первого брака!
Мне не нравится быть ребенком из прошлой жизни отца. Я иногда чувствую, что он видится с нами только потому, что так полагается, раз мы его дети».
В центре книги — новые отношения мамы девочек. Ситуация сама по себе непроста, но законы Ирландии делают ее еще более сложной. Отец Эшли и Алвы недоволен тем, что его бывшая жена нашла себе другого. Он грозится отобрать девочек, и у него есть все шансы выиграть этот суд. Тем временем Эшли и Алва по-разному встречают изменения в жизни. Эшли пытается встать на сторону мамы, хотя и испытывает ревность и досаду. Алва же закатывает истерики, которые сводятся к одной эгоистичной мысли — мама не должна нарушать комфорт дочерей:
«Но ты не пытаешься сделать все самое лучшее для всех нас. Ты просто делаешь то, что тебе хочется». В книге нет идеальной концовки, но все героини делают шаг к принятию новой ситуации. Мысль, что мамы и папы тоже имеют право на личную жизнь и личное счастье, выходит на первое место и заслоняет обиду и ревность. И это естественный процесс.
В этой книге тоже есть сомнительные моменты, о которых я хочу предупредить заранее. Все называют Боба, бойфренда Эшли, отличным парнем. Однако он расстается с Эшли из-за того, что она делится с ним своими переживаниями по поводу романа матери.
«Я пыталась объяснить Бобу свое состояние, но в этот раз он был злой и расстроенный, и, наверное, я заслужила такое отношение. Он сказал, что я использую его, чтобы сбрасывать свои эмоциональные проблемы, и мне нечего было на это возразить. Он верно подметил, это правда».
Поддерживать партнера в тяжелой ситуации — совершенно необходимая часть отношений. И когда Боб получил плохие оценки за экзамены, Эшли была рядом с ним. Но Боб оказался не готов подставить плечо своей девушке. И почему-то никто из героев не воспринял это как слабость.
Позже Боб заводит отношения с другой героиней книги. И начинаются они крайне странным образом. После мимолетного знакомства девушка собиралась зайти в автобус, доставала деньги из сумки:
«Вдруг Робби, младший из двух парней, тот, что мне понравился больше, сильно схватил меня за плечи. У меня пронеслось в голове, что они обычные воришки, из тех, что срывают на улицах сумки.
Я инстинктивно прижала сумку к себе и уже открыла рот, чтобы закричать, но тут Робби поцеловал меня, не дав мне опомниться».
Внезапно схватить девушку и поцеловать ее — это не романтичное поведение, а харрасмент. Жаль, что эта мысль в книге не отражена, а Боб показан как парень, с которым стоит встречаться.

Анастасия Малейко. Моя мама любит художника
Книга Малейко не про развод, а про размолвку мамы с ее новым мужчиной. Развод родителей Лины случился давно, и у девочки нет тяжелых чувств по этому поводу, во многом потому что ее папа продолжает общаться с ней. Лина видит, что в результате развода все только выиграли, в том числе и она:
«Все-таки хорошо, что родители развелись. Сейчас у меня две семьи, а была только одна».
Ко мне тоже со временем пришло понимание, что маме гораздо лучше в новых отношениях, поэтому мне этот момент близок.
«Вышла с пакетом, теплым от блинов. Двор весь в листьях и пивных бутылках. Иду и чувствую спиной, как в окошке застыл отец со своей Евгенией. Все-таки хорошо, что они друг друга нашли. Сейчас, наверное, снова начнут болтать и Грибоедове или о Джойсе. Будут кидаться друг в дружку цитатами и пить чай с малиной. Может, это оно и есть, счастье».
Как ясно из названия, мама Лины влюбляется в художника, и Лина сталкивается с обычными в таком случае чувствами — ревностью, недоверием, страхом перед глобальными изменениями в жизни. Но они проходят, как-то даже слишком легко для подростка. Девочка видит нового маминого партнера таким, какой он есть — а не через кривое стекло ревности. Признает, что он красивый, веселый и, в общем, нормальный.
— Линуль, говорит она (бабушка) жалобно.
— М?..
— Ну, ты бы рассказала хоть, как мать-то. Как у них там, с художником-то а?
— Да вроде нормально, — говорю я и тоже почему-то вздыхаю.
— Нормально. Все у вас всегда нормально. А что он за человек, ты не знаешь?
— Нормальный. — Бабушка смотрит на меня как болельщик на вратаря — с надеждой и верой.
— Ну, хороший человек, баб. Ты не переживай.
В момент размолвки мамы и художника Лина берет на себя роль паромщика из песни Аллы Пугачёвой и соединяет любящие сердца.
В книге констатируются довольно странные взгляды на роль женщин в романтических отношениях. Так, одна из героинь, талантливая пианистка Кира, давным-давно пообещала бросить карьеру, если ее возлюбленный выживет. Он выжил и женился на ее лучшей подруге, а пианистка Кира не бросила своего обета и стала учительницей музыки.
«Я однажды спросила у мамы: неужели Кира никогда не пожалела, что бросила тогда карьеру пианистки? Мама сказала: конечно, нет. И что у каждого на земле есть выбор, и что это никакая не жертва, а обыкновенная любовь. И что любовь важнее музыки».
Или вот что думает Кира о том, какие профессии подходят женщинам:
«А вообще бизнес не женское дело, — добавляет Кира. — Лучше быть учительницей математики».
В общем, в книге попадаются места, которые понравятся поборникам традиционных ценностей. Детям же их стоит читать критическим взглядом, чтобы не очаровываться вслед за симпатичными героями их несимпатичными и категоричными идеями.
Эти книги рассказывают разные истории. Но все они об одном: развод — это не конец света. Это совершенно нормальная практика, которая в конечном итоге делает людей счастливей. И хотя это непростой опыт, он не обязательно обернется травмой. А в случаях, когда один из родителей абьюзер, (человек, который оскорбляет, принуждает к чему-то, вопреки желанию другого человека) он еще и убережет от травм.

По материалам сайта No Kidding!